В 2020 году турбулентность вышла на новый уровень. Мир захлестнула пандемия коронавируса, в США разразилась война против расизма, в Белоруссии гремят протесты. Как эти события повлияют на спорт? Какие перемены произойдут в будущем?
Грязная политика не терпит принципов фэйр-плей
Не успели американцы оправиться от убийства Джорджа Флойда, как полицейские вновь выкинули фортель. На этот раз отличились правоохранители из штата Висконсин. Бравый офицер Растен Шески семь раз выстрелил в спину безоружному Джейкобу Блейку — 29-летнему чернокожему, отцу шестерых детей. По сравнению с Флойдом Блейку повезло – он остался жив, но его парализовало из-за травм позвоночника. У многих американских спортсменов лопнуло терпение, и они объявили забастовку. В итоге были отменены несколько матчей НБА, НХЛ, MLS, ATP и MLB.
Их лихорадит, а у нас всё спокойно? Как бы не так. У политического спрута длинные щупальца, и он уже дотянулся до соседней Белоруссии. 3 сентября сорвалась игра КХЛ «Динамо» — «Йокерит». По слухам, «шутам» угрожали расправой, поэтому они испугались лететь в Минск. Кто мог наехать на финнов? Скорее всего, противники Лукашенко. Ведь «Динамо» «ходит» под Батькой. Менеджер клуба Яри Курри заявил, что «сейчас не время играть в хоккей в Белоруссии». Команда просила КХЛ перенести игру, но руководство лиги не пошло навстречу «Йокериту» и засчитало команде техническое поражение.
Политизация спортивных состязаний — явление не новое. В качество примера можно вспомнить бойкотирование Олимпийских игр в 1980-м американскими атлетами из-за ввода советских войск в Афганистан. Но политика — это болезнетворный для спорта организм, который неминуемо активирует иммунную систему. Перенос турнира ATP в Нью-Йорке подвиг теннисиста номер один в мире Новака Джоковича основать профсоюз игроков для защиты их интересов. По сути, серб объявил вотум недоверия ассоциации и решил создать свою организацию, с блэкджеком и директорами.
Трагические ивенты, полицейский беспредел, несправедливость — эти факторы объединяют спортсменов крепче, чем высокие гонорары. Чтобы противостоять внешнему давлению, атлетам придётся действовать сообща: коалициями, профсоюзами, блоками, группами. Идея Джоковича может вдохновить других игроков, недовольных работой существующих организаций. В этом случае на спортивном горизонте появятся новые комьюнити, призванные оградить атлетов от тлетворного влияния политики и лоббировать их предложения.
Инновации заказывали?
По данным компании Statista, из-за коронавируса спортивная индустрия потеряла 8,22 миллиарда долларов. В июле турниры возобновились, но при пустых или полупустых трибунах. А бабло стричь надо. Как поступить? Есть два способа. Первый — разнообразить онлайн-контент. Этот путь выбрала НБА. Специалисты организации установили больше камер на площадке в Орландо, запустили виртуальные концерты и добавили опцию tap-to-cheer («нажми, чтобы поаплодировать»), с помощью которой болельщики могут удалённо зажечь свет над сидениями в зале. У тех, кому скучно смотреть матчи, лёжа на диване в одиночестве, появилась возможность включить стримы блогеров, экспертов и знаменитостей, которые наблюдают за игрой и комментируют действия спортсменов.
С качеством разобрались, а как быть с количеством? Ведь число трансляций ограничено уставом соревнований. Чтобы повысить объём трафика, лиги будут развивать аккаунты звёздных игроков в соцсетях. По мнению маркетологов, болельщикам интересно знать, на какой машине ездит их любимый футболист, как он проводит свободное время, где ужинает и так далее. Поэтому Twitter спортсменов заполонят посты и сторис с рекламной интеграцией. Вырученные средства поделят на три части: одну получит атлет, вторую — клуб, третью — лига. Например, НФЛ уже запустила промоакции с участием Маршона Линча и Дуэйна Уэйда. Маршон пиарит джанк фуд.
Второй механизм увеличения прибыли подразумевает расширение аудитории. Для достижения этой цели организации запустят новые онлайн-площадки и изменят график трансляций. «Барселона» уже обскакала конкурентов в цифровой сфере — в июне клуб открыл стриминговую платформу Barça TV + и дал старт программе привилегий CULERS, участники которой не только получают доступ к ТВ, но и могут воспользоваться эксклюзивными предложениями, например, скидками в магазине.
Но главным инструментом для привлечения новых зрителей станет глобализация. Масштабированию спорта препятствуют часовые пояса. Мало кто согласится вставать с постели в субботу в 04:00, чтобы посмотреть игру «Лейкерс» — «Рокетс», не так ли? Эту проблему уже решила НБА. Ассоциация впервые за всю историю начала проводить матчи днём по местному времени, которое приходится на европейский и африканский прайм-тайм (с 16:00 до 21:00). Если НХЛ возьмёт этот приём на вооружение, то россияне в кои-то веки смогут понаблюдать за игрой «Колорадо Эвеланш» за ужином.
Был стадион, стал концлагерь
COVID-19 разрушил иллюзию безопасности и создал армию параноиков. Любое скопление людей воспринимается как потенциальный рассадник заразы, и многие болельщики боятся приходить на матчи. Чтобы успокоить фанатов, власти разработали несколько правил. В России ввели запрет на торговлю продуктами питания на территории стадионов, ограничили число зрителей на трибунах и обязали соблюдать социальную дистанцию. На Западе пошли ещё дальше: на входах в спорткомплексы установили тепловизоры, начали пропускать только по электронным билетам, забанили свободное передвижение по комплексам и разрешили вставать с места только для того, чтобы сходить в уборную или купить продукты.
Безусловно, ограничения отменят после окончания эпидемии коронавируса. Но некоторые новшества останутся в целях борьбы с распространением инфекционных заболеваний. В их списке могут оказаться тепловизоры и системы выдачи электронных билетов. На матчи не будут пускать людей с температурой? Вполне возможно. Ведь грипп, который пиарят не так активно, как коронавирус, приходит каждый год и уносит жизни до 650 000 россиян. А купюры и бумажные билеты — идеальное средство передачи бактерий и глистов. В общем, гайки снова под угрозой закручивания под предлогом нашей с вами безопасности.
Судью — в топку, а не на мыло
И на закуску. Помните рефери Василия Казарцева, который «потопил» «Спартак» в матче против «Сочи»? С высокой долей вероятности его отстранят пожизненно. Сразу после скандальной игры гендиректор «красно-белых» Шамиль Газизов и фанаты команды настаивали на ужесточении наказания арбитров за грубые косяки. Быть может, РФС прислушается к болельщикам и прекратит практику дисквалификации на несколько туров за назначение пенальти на пустом месте? Если дело Казарцева перейдёт из разряда прецедентов в категорию правил, то безобразному судейству будет положен конец.
Емельяненко – Леснар: бой мечты. Сможет ли «Последний Император» одолеть американского «Зверя»?
Комментарии 0