Матч дня Спартак - Локомотив

«Сердце Санкт‑Паули» замолчало: фанатский гимн сняли из‑за связей авторов с нацистской пропагандой

Поделиться

На «Миллернторе» с февраля не звучит привычный хит — клуб убрал из матчиного ритуала «Das Herz von St. Pauli». Расследование музея выявило неприятные факты: автор текста, композитор и исполнитель песни в разное время были связаны с пропагандой Третьего рейха. И началась непростая дискуссия.

 

В гамбургском «Санкт‑Паули» тишина перед стартовым свистком теперь звучит громче музыки. С февраля культовая «Das Herz von St. Pauli» больше не включается на «Миллернторе». Причина — исследование клубного музея: прошлое создателей хита оказалось слишком колючим.

Работу возглавила сотрудница музея и политолог Целина Альбертц. Повод пришёл из слушательской почты подкаста музея: мол, раз в песне есть строчка про «гавань и огни», неплохо бы проверить её корни. Ниточка привела к знаменитому актёру Хансу Альберсу — именно он прославил композицию в фильме, а позже песню на стадионе исполняли уже в панковской обработке местных музыкантов.

Дальше — тяжелее. Альберс и композитор Михаэль Яри входили в так называемый «список одарённых» министерства пропаганды. Формально туда не записывались по собственной заявке, но оба активно участвовали в проектах, обслуживавших режим. У Яри непростая биография: урождённый Максимилиан Ярчик, он сменил имя из‑за травли, его соавтора Бруно Бальца арестовывали и пытали, а освобождали только после ходатайств композитора.

С текстом — ещё чувствительнее. Лирик Йозеф Оллиг до войны работал в издании, поддерживавшем национал‑социалистов, а в 1940‑х стал фронтовым «кригсберихтером» — не журналистом в привычном смысле, а автором отчётов, прошивавших газетные полосы нужной картинкой войны. По исследованиям, Оллиг находился на наиболее «жёстком», пропагандистском конце этого ремесла.

После доклада музейной команды клуб в феврале приостановил использование гимна. Президент Оке Гёттлих объяснил решение просто: стадионная песня должна объединять, а сейчас значительная часть болельщиков с ней некомфортна. На следующем домашнем матче часть трибун его освистала, но легенда фан‑сцены и руководитель службы безопасности Свен Брукс призвал к спокойному разговору: если 20–40 процентов против, общего хорового момента не получится.

В июне «Санкт‑Паули» опубликовал полный отчёт Альбертц и историка Петера Рёмера, а в июле устроил встречу с членами клуба — офлайн и онлайн. Предлагали разные варианты, вплоть до сохранения мелодии с новыми словами, но финальная позиция сегодня такова: возвращать гимн не планируют. В текущем сезоне на матчах чередуют другие композиции — ищут ту, к которой фанаты привыкнут органично.

В сети споры не утихают. Коллега Альбертц по музею Кристофер Радке напоминает: разговор о памяти в Германии далеко не исчерпан — слишком часто звучит удобная мантра «дед просто выполнял приказы». Сама Альбертц говорит, что начала с изучения собственной семьи и советует делать то же всем: по данным историков, реально помогали преследуемым ничтожные доли процента, а не «каждый третий», как многие склонны думать.

Эта история бьёт по нервам ещё и потому, что песня — не просто фон. Её ставили на свадьбах и на прощаниях, под неё у многих связаны самые светлые воспоминания. «Ой нет, я так люблю эту песню», — сказала Альбертц родственница, узнав о результатах. Но поддержала исследование: взрослая культура памяти требует смотреть фактам в глаза, даже если они неприятны. В «Санкт‑Паули» именно так и решили — без истерик, но и без самообмана.

Автор статьи: Chief_Editor
0
0
0
0
0
0
Читайте наши новости в TELEGRAM - канале

Комментарии 0

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарий.