24‑кратный чемпион турниров Большого шлема Новак Джокович объявил, что полностью выходит из Ассоциации профессиональных теннисистов, которую сам создавал пять лет назад. Повод — вопросы к прозрачности и управлению, а также к тому, как от имени спортсмена представляли его голос и образ.
Новак Джокович заявил в соцсетях, что больше не состоит в Ассоциации профессиональных теннисистов — объединении, которое он запускал вместе с Васеком Поспишилом, чтобы дать игрокам независимую и сильную позицию в переговорах. По словам серба, его ценности и подход «больше не совпадают с текущим курсом организации».
В самой ассоциации ответили, что продолжают добиваться большей прозрачности и прав игроков и сталкиваются с «координированной кампанией по дискредитации», распространяющей искаженную информацию. По их словам, суд уже запретил подобные методы давления, а юристы и правоохранительные органы вовлечены в проверку возможных нарушений.
Решение Джоковича совпало с самым масштабным проектом ассоциации — судебным иском против ключевых структур мирового тенниса. Весной организация подала антимонопольный иск против мужского и женского туров, также в числе ответчиков значились Международная федерация тенниса и антидопинговые органы. Сам Джокович к числу истцов не присоединился и на мартовской пресс‑конференции в Майами подчеркнул, что не со всеми пунктами иска согласен.
В мае федеральный судья Маргарет Гарнетт запретила мужскому туру преследовать игроков, поддержавших иск: рассылка письма с требованием откреститься от инициативы и давление на конкретных теннисистов были признаны «принудительными и потенциально злоупотребляющими». Тогда речь шла, в частности, об Александре Звереве и Бене Шелтоне.
Осенью ассоциация скорректировала список ответчиков, включив организаторов Открытых чемпионатов Австралии, Франции и США, а также Уимблдона. В декабре было объявлено о соглашении с Теннис Австралии, детали не раскрывались. Остальные турниры и туры добиваются отклонения иска, называя его необоснованным. В ассоциации при этом настаивают: цель — не дойти до приговора, а добиться реформ — от перераспределения призовых до разумного календаря.
Ключевой предмет спора — доля доходов «Шлемов», идущая на призовые. Сейчас это около 15–20 процентов, тогда как в крупнейших североамериканских лигах спортсмены получают до половины общей выручки по коллективным соглашениям.
На корте Джокович, которому 38, в прошлом сезоне доходил до полуфиналов всех «Шлемов», но титула не взял. Новую охоту за рекордным 25‑м трофеем он начнет 18 января на Открытом чемпионате Австралии.
Путь к нынешней развязке начался еще в 2020‑м, когда Джокович на Открытом чемпионате США объявил о создании независимой структуры игроков — в противовес действующей системе управления туром. Он ушел из совета игроков мужского тура, где в разное время работали Роджер Федерер, Рафаэль Надаль и Энди Маррей, и настаивал: равных прав без самостоятельной организации не добиться. В какой‑то момент обсуждалась идея «премиального тура» из 15–20 крупнейших соревнований.
В последние годы риторика ассоциации ужесточалась, и Джокович постепенно отстранялся — его не устраивало, что любой резкий шаг автоматически связывали с его именем. Параллельно он заключал соглашения на выступления в Саудовской Аравии, которая активно инвестирует в теннис и уже готовит турнир уровня «Мастерс» категории 1000 с ориентиром на 2028 год.
Прошлым летом на Открытом чемпионате США Джокович фактически намекал на грядущий разрыв: по его словам, лидерам нужно не только говорить в медиа, но и «вкладывать время и энергию в переговоры и встречи», иначе изменений не будет. Тогда же он напомнил, как в 2021‑м пытался остановить растягивание крупных турниров до почти двух недель — и не получил достаточной поддержки коллег.
Развод Джоковича с ассоциацией — ощутимая победа для туров и «Шлемов» в их противостоянии с игрокским объединением. Но главная интрига впереди: сколько именно денег и влияния получат теннисисты в новой конфигурации и кто теперь поведет разговор от их лица.


Комментарии 0