Четвёртый день громкого процесса против руководства Наскара — на трибуне президент лиги Стив О’Доннелл. Он рассказал, как лига закручивала гайки в договорах с трассами, опасаясь раскола, почему «открытым» командам выживать почти нереально, и признал: поворот к новой модели так и не случился.
В Шарлотте продолжается разбирательство, которое может перевернуть американские кузовные гонки. На четвёртый день слушаний президент Наскара Стив О’Доннелл дал показания по антимонопольному иску, поданному командой Майкла Джордана и «Фронт Роу Моторспортс». В центре конфликта — будущие условия «чартеров», дающих командам гарантии участия и призовых.
О’Доннелл описал нервный 2022‑й: на фоне слухов о возможном «расколе» в автоспорте он опасался, что часть пелотона соберёт альтернативную серию, договорится со «Спидуэй Моторспортс» и привлечёт внешние деньги. Ответ лиги — многолетние санкционные договоры с трассами с пунктами эксклюзивности: туда не могли зайти другие кузовные серии. Впервые такие ограничения распространили и на площадки для вторых дивизионов — серии «Иксфинити» и пикапов.
На вопрос адвоката истцов, не является ли Наскар монополией, О’Доннелл спорить не стал. При этом он подчеркнул: всегда можно выступать «без чартеров» как «открытая» команда. Но команды возражают: без гарантий призовых такая модель долго не протянет.
Записки встречи марта 2022‑го, показанные присяжным, фиксируют: владельцы считали бизнес‑модель сломанной. «Индустрия под давлением», — согласился О’Доннелл. Кёртис Полк сформулировал три цели: выжать максимум из нового ТВ‑контракта, выровнять конкуренцию и обсудить потолок затрат. Тогда же Джефф Гордон спросил у Бена Кеннеди, готова ли семья Франсов к новой модели. Ответ прозвучал оптимистично: «Да». Но через полтора года всё упёрлось.
В суде О’Доннелл признал: Джим Франс к перелому не готов. При этом он отказался персонально возложить вину, даже когда ему показали его же сообщения о «кирпичной стене» и «возврате в 1996‑й, где командам, по сути, место у борта». «Плохая формулировка — я был зол», — объяснил он.
Отдельная линия — борьба с конкурентами. По словам О’Доннелла, Наскар не пустил серию «Эс‑Эр‑Икс» на объекты «Спидуэй Моторспортс», ссылаясь на эксклюзивность и хрупкие переговоры по медиаправам. В неформальной переписке звучало жёстче: «Нужно юридически ударить по ним», — писал О’Доннелл, а тогдашний президент лиги Стив Фелпс добавлял: «Пора вонзить нож в это мусорное шоу».
Прозвучали и цифры: уличная гонка в Чикаго принесла минус 55 миллионов долларов за три года, старт в Мехико — около минус шести из‑за логистики.
Утром завершил показания совладелец «Фронт Роу» Боб Дженкинс. Юристы лиги добились признания: широко цитируемые 20 миллионов на одну машину к его команде не относятся — у него ближе к 14 миллионам, потому что он сознательно «режет жир». Ему также указали, что в сводную отчётность он включил убытки программы пикапов; Дженкинс ответил, что влияния на общую картину это почти не оказало.
И ещё укол: критикуя ультиматум «подписывайте до 17:00», Дженкинс сам ставил жёсткий дедлайн в переговорах с Денни Хэмлином о возможном объединении в 2021‑м. «Сравнение не работает: у Хэмлина были варианты. У нас — давление монополиста», — парировал он.
Показания О’Доннелла — ключ к пониманию, почему диалог о «чартерах» зашёл в тупик. Чем закончится процесс, пока неясно, но ясно одно: расклад сил в паддоке может измениться для всех — вне зависимости от вердикта присяжных.


Комментарии 0