Двукратный победитель Открытого чемпионата Франции Никола Пьетранджели скончался в возрасте 92 лет. Первый итальянец с титулом турнира «Большого шлема», человек-эпоха и символ стиля на корте и вне его — Пьетранджели навсегда изменил представление о том, каким может быть теннис.
Федерация тенниса Италии сообщила о смерти Николы Пьетранджели: «Итальянский теннис потерял свою икону. Единственный наш спортсмен в Международном зале теннисной славы ушёл из жизни в 92 года». Президент организации Анджело Бинаги назвал его «не только чемпионом, но и человеком, который первым показал, что значит по‑настоящему побеждать — на корте и за его пределами».
Пьетранджели — двукратный триумфатор «Ролан Гаррос» (1959, 1960). Ещё дважды он доходил до финала в Париже, а также брал титулы в паре и смешанном разряде. Дважды выигрывал и домашний чемпионат Италии, позже превратившийся в крупный турнир в Риме. В столичном комплексе Форo Италико сегодня есть знаменитый «утопленный» корт, который носит его имя.
Никола родился 11 сентября 1933 года в Тунисе в семье итальянца Джулио; мама имела русские корни. Военные годы обернулись для семьи лагерем интернирования и переездом в Рим. До конца юности Пьетранджели считал себя более перспективным футболистом и занимался в системе «Лацио», но выбор в пользу тенниса оказался судьбоносным.
Его вклад в Кубок Дэвиса — отдельная глава. С 1954 по 1972 год Пьетранджели провёл 164 матча и выиграл 120 — оба показателя остаются рекордными для турнира. Дважды Италия доходила до финала (1960, 1961), уступая мощной Австралии с Нилом Фрейзером, Роем Эмерсоном и Родом Лейвером. В 1968‑м Никола выступал и на Олимпийских играх в Мехико.
Завершив карьеру, он привёл сборную Италии к первому в истории Кубку Дэвиса — в 1976 году уже в роли капитана команды. Позже расстался со сборной на фоне конфликта с лидером той эпохи Адриано Панаттой, но его авторитет в теннисе это не поколебало.
В 1986 году Пьетранджели был введён в Международный зал теннисной славы: «Классические удары, простая, рациональная игра и удивительная экономия движений — образец грунтового мастера», — так охарактеризовали его тогда. О величии Николы говорили и великие последующих поколений. Рафаэль Надаль отмечал, что хотя та эпоха была куда менее профессиональной, именно такие чемпионы, как Пьетранджели, помогли теннису вырасти и окрепнуть.
При этом сам Никола оставался честен с собой и с публикой. «Часто слышу: тренируйся больше — выиграешь больше. Возможно, так и есть, но удовольствия от жизни было бы гораздо меньше», — признался он на презентации фильма «Nicola vs. Pietrangeli». Его киношная внешность и любовь к светской жизни сделали его своим среди звёзд — от Марчелло Мастроянни до Брижит Бардо и Клаудии Кардинале.
Но стиль никогда не подменял сталь. Второй титул в Париже он взял, когда носки в финале против чилийца Луиса Аялы окрасились в красный — соперник изматывал его дроп‑шотами и свечами, растянув матч на пять мучительных сетов. Пьетранджели выдержал — и победил.
С уходом Николы теннис потерял не только чемпиона, но и редкий характер. «Нам будет не хватать его голоса, улыбки и способности говорить в лицо, без страхов и фильтров. Таких людей сегодня почти нет — и это дороже тысячи кубков», — подытожил Бинаги.


Комментарии 0