В федеральном суде Шарлотта стартовало громкое дело против Наскара. Со‑владелец команды Майкл Джордан пришёл поддержать партнёра Дэнни Хэмлина, который первым дал показания: по его словам, команды и гонщики в нынешней системе — «профессиональные сборщики денег», чтобы просто выйти в ноль.

Антимонопольный процесс, который может перекроить весь американский автоспорт, начался горячо. Со‑владелец команды Майкл Джордан занял место в зале, а его партнёр Дэнни Хэмлин вышел к присяжным и сразу ударил по больному: чтобы команда едва‑едва вышла в плюс, ей пришлось поднять около 45 миллионов долларов спонсорских. «Самое трудное — каждый год находить десятки миллионов просто ради нуля», — сказал он.
Хэмлин говорил эмоционально, вспоминая, как на старте карьеры родители тянули всё из последних сил. На мгновение голос дрогнул, и зал замолчал. Его показания продолжатся во вторник.
Иск подали команда Джордана и Хэмлина вместе с «Фронт Роу Моторспортс». Они обвиняют Наскар в злоупотреблении доминированием в топовой сток‑кар серии. Судья Кеннет Д. Белл уже предупредил: если присяжные поддержат команды, возможны радикальные меры — вплоть до принудительной продажи всех гоночных трасс, которые контролирует лига.
Адвокат истцов Джеффри Кесслер выстроил линию: Наскар завязал на себе и трассы, и технические регламенты, и доступ команд, удерживая рынок под замком. Он сравнил положение владельцев с медсестрой, у которой только одна больница: «Либо соглашайся на зарплату ниже рынка, либо не работай вовсе». По его словам, владелец «Фронт Роу» Боб Дженкинс за 20 лет ни разу не вышел в прибыль, в то время как семья Франс, контролирующая лигу, за недавний трёхлетний период получила почти 400 миллионов долларов.
Ответ Наскара озвучил юрист Джон И. Стивенсон: перед нами не антимонопольное дело, а последствия сорвавшихся переговоров. Он напомнил, что семья Франс «с нуля, рискуя и изобретая», построила лигу — это «американская история успеха», которую стоит не судить, а уважать. По его данным, в среднем команды вместе привлекают около 640 миллионов в год от спонсоров и получают ещё 431 миллион по новому медиадоговору и через систему чартеров — механизма, гарантирующего часть доходов. «Если чартеры так плохи, почему успешные бизнесмены их покупают и хотят сделать постоянными?» — задал он риторический вопрос.
Отбор присяжных прошёл не без курьёзов. Двух кандидатов отстранили из‑за фанатских чувств к Джордану: один, уходя, бодро бросил «Я люблю Майка». Ещё одну женщину отсеяли за предвзятость против Хэмлина — она болеет за конкурирующую структуру «Хендрик Моторспортс». При этом большинство кандидатов о сути дела знали немного.
Предыстория проста. После двух с лишним лет переговоров в сентябре прошлого года Наскар предложил командам продлить чартерное соглашение до 2031‑го по принципу «берёшь или уходишь». Тринадцать коллективов подписали бумаги, а команда Джордана с Хэмлином и «Фронт Роу Моторспортс» отказались и в октябре ушли в суд. Главный спор — сделать чартеры бессрочными; также команды хотят большую долю доходов и реальный голос в управлении.
Ставки растут вместе с ценой чартера. Если в начале системы (2016) сделки шли меньше чем за 2 миллиона, то этим летом один из чартеров ушёл за 45 миллионов, и всё больше владельцев уверены: порог в сто миллионов — вопрос времени. Но для этого нужно одно — уверенность, что правила завтра не исчезнут. Наскар же убеждён: бессрочность не нужна.
Процесс рассчитан примерно на две недели. Его исход решит, останется ли автогоночный бизнес по‑старому или встанет с ног на голову.


Комментарии 0