Формула‑1 выходит на финишный вираж сезона, а разговоров — на целый паддок. Все вспоминают промах «Макларена» со стратегией в Катаре, но ключевым событием стала вовсе не он, а двойная дисквалификация в Лас‑Вегасе. Именно она оставила Макса Ферстаппена в гонке за титул.
Формула‑1 выходит на финишный вираж сезона, а разговоров — на целый паддок. Все вспоминают промах «Макларена» со стратегией в Катаре, но ключевым событием стала вовсе не он, а двойная дисквалификация в Лас‑Вегасе. Именно она оставила Макса Ферстаппена в гонке за титул.
В Неваде машину Ландо Норриса признали несоответствующей из‑за износа деревянной «планки» днища: титановые пятаки сточились больше нормы. У Норриса превышение составило всего 0,12 мм, у Оскара Пиастри — 0,26 мм. По сути — толщина человеческого волоса. Но цена вопроса — очки: минус 18 для Норриса, минус 12 для Пиастри, плюс — для Ферстаппена, а затем и его победа в Катаре.
Перед Абу‑Даби у Норриса 12 очков запаса над Ферстаппеном, Пиастри отстает ещё на четыре. Если бы результаты Лас‑Вегаса устояли, Макс отставал бы на 30 и уже не имел бы математических шансов (в одном Гран‑при максимум 25 очков). Сам Ферстаппен осторожно заметил: «Шанс стал лучше, но впереди всё равно многое должно сложиться». Йос Ферстаппен высказался жестче, назвав промах «Макларена» огромной оплошностью.
Картина в Вегасе выглядела так: под финиш Норрис заметно сбросил темп и отпустил Ферстаппена на 20 секунд. В боксах «Ред Булла» решили, что соперник бережет топливо и технику, но вскоре стало ясно — ФИА внимательно проверяет «Макларен». По словам руководителя команды Андреа Стеллы, о критически малых допусках по износу в команде знали уже на ранних кругах: неожиданное дельфинирование усилило удары днища о трассу. Попытки спасать ситуацию «сбрасыванием газа и катанием» помогали не везде, а местами и вредили. Через четыре часа после финиша оба оранжевых болида дисквалифицировали.
С технической точки зрения всё просто и жестко. «Планка» толщиной 10 мм может сточиться не более чем на 1 мм — правило введено после трагической имолы‑1994 и не меняется третий десяток лет. Из‑за добавленных со временем титановых элементов мы видим эффектные искры, но нынешние машины с граунд‑эффектом ездят сверхнизко и на жестких подвесках — износ ускоряется. Уже были громкие случаи: Льюис Хэмилтон и Шарль Леклер лишились результатов в США‑2023, похожие истории случались в Спа‑2024 и Бахрейне‑2025. А задолго до этого Михаэль Шумахер потерял победу в Спа‑1994 из‑за той же беды.
История знает и другой поворот: Малайзия‑1999, когда обе «Феррари» сперва сняли за слишком узкий аэродеталь, вернув результат лишь после апелляции. Чемпионат тогда всё равно увел Мика Хаккинен, но сам эпизод показал, как «технарька» переворачивает борьбу за титул. Сегодня мягких вариантов нет: дисквалификация — значит очков у пилота тоже не остается.
В итоге «Макларену» теперь вдвойне сложнее сохранять баланс интересов между Норрисом и Пиастри на фоне длинного 24‑гоночного марафона. А шансы бескомпромиссного четырехкратного чемпиона на пятую подряд корону выросли — просто потому, что он всё ещё в игре и готов воспользоваться чужой неточностью, измеряемой даже не миллиметрами, а долями.
Стелла уже признал: урок болезненный, но полезный. Вопрос только в том, не обойдется ли он «Макларену» не 30 очками, а целым чемпионством.


Комментарии 0