Спорт — зеркало общества! Можно ли согласиться с данным тезисом и как политика способна влиять на национальные чемпионаты и сборные? Перелистываем страницы Серии А и на итальянском примере изучаем тёмные и светлые аспекты человеческий жизни.
Национализм до костей
Итальянцы — жуткие националисты. Это просматривается даже в названии их футбольной федерации. Любая другая страна использует в своем названии слово football в различных его проявлениях, и только итальянцы назвали это «кальчо» (calcio - в переводе футбол).
В начале 21 века в Италии была популярна команда «Про Верчелли», выступающая в настоящее время в Серии С. 100 лет назад этот клуб наводил ужас на Апеннинский полуостров и избегал «иностранного влияния». Именно в честь семикратного чемпиона страны — клуба «Про Верчелли», сборная Италии впоследствии переняла белую майку в качестве одной из основных игровых форм.
Влияние Муссолини
Лидер Национальной фашистской партии Бенито Муссолини как-то сказал: «Мужчины, которые не интересуются футболом, потенциально опасны для общества. Футбол — в крови любого нормального мужчины. И если он проявляет антипатию к футболу — значит его кровь ненормальна». Разве после такого изречения спорт в стране имел право не получить развитие?
К тому же, как выяснилось позже, футбол можно было использовать в качестве сильнейшей пропаганды. Условный театр не давал народу такого прочного единения, сколько игра на стадионе. В 1920-х годах итальянский футбол стал прорастать профессиональными корнями — появилась Серия А.
Хартия Виареджио
В 1926 году случилось знаковое событие для всего итальянского футбола. Была принята Хартия Виареджио, которая изменила облик Италии на всегда. Вот малая часть того, что было привнесено:
- Футбол был признан профессиональным;
- Игроки стали получать зарплату;
- Появился легальный трансферный рынок;
- Сформулировалась система штрафов;
- Утвердились регламенты и технические комитеты;
- Был введён лимит, а после и запрет на легионеров.
Самым ощутимым стал последний пункт. После запрета иностранцев клубам пришлось выкручиваться — многие южноамериканцы с итальянскими корнями стали возвращаться на родину, чтобы играть в футбол. Для таких «недолегионеров» даже придумали свой термин — ориунди или в переводе с испанского языка «выходец из». По этой причине аргентинцев иногда называют «итальянцами, которые по нелепой случайности говорят по-испански».
Предвоенный подъём и последовавший раскол
Разумеется, что при влиянии нацистской любви футбол в Италии развивался семимильными шагами. Это отразилось двумя победами на мундиалях в 1934 и 1938 годах. Страшно представить эпоху доминирования «лазурных» ещё и в 1940-х, если бы не война.
После Второй мировой именно на плечи футбола легло бремя сглаживания холодных отношений между странами. Однако в Италии в те времена возникло идеологическое рассеивание и нарост ультранационализма. Люди постепенно отдалялись от единения с национальной сборной. Болельщики ведущих клубов могли болеть за «своих» футболистов в расположении «Адзурри», но не поддерживать Италию в целом. Какое-то время международная арена отошла на второй план.
ЧМ-1982 и итальянская концепция
Интересным социальным явлением послужила победа итальянцев на мундиале 1982 года. Фанаты снова прониклись близостью к своему национальному флагу, но пели на улицах не только национальный гимн «Fratelli d Italia», но и гимн антифашистской партии «Bella Ciao».
После международного успеха итальянцам снова следовало сосредоточиться на укреплении национального чемпионата, однако вектор оказался неоднозначным. Упор лёг на прессинг, жёсткость и бетонную защиту, что буквально выдавило из Серии А зрелищность. Даже талантливые Дзола, Бони и Канио были вынуждены бежать в иностранные чемпионаты ради спасения своих карьер. Чемпионат Италии столкнулся с финансовым спадом, зато это открыло путь в лигу многим представителям бедной Центральной Европы — даже сейчас не ведущих ролях в Серии А сохранилось множество славян (Ибрагимович, Влахович, Джеко).
Расизм Серии А
С конца 1980-х в итальянском футболе начала зарождаться новая болезненная для общества проблема — расизм. Причём первые ростки завелись на политических трибунах, а уже потом расизм стал нормой на футбольных стадионах.
Усмирить актуальный и по сей день позор общества в Италии удалось лишь с появлением сильного представителя чернокожих иммигрантов — Марио Балотелли заткнул пустоту итальянцев между победой на ЧМ-2006 и Евро-2020, а также придал толчок антирасизму.
Экономический коллапс Италии
Тёмные пятна на страницах итальянцев связаны не только с фашистами-основателями и расовым заморочками. Серию А считают самой коррумпированной топ-лигой Европы и можно не сомневаться — руки этому проросли из кресел правительства. Тотонеро-1980, скандал 2006 года и кальчиоскомессе 2011 сильно подкосили национальное финансирование, так что помощь пришлось искать в лице иностранных инвесторов. К счастью, имена многих клубов Италии достаточно «звучные», чтобы соблазнить представителей Индии, Тайланда, Китая и США.
Как воспринимать Италию сегодня
Апеннины вызывают двоякие чувства. Команды из Серии А давно не угрожают англичанам и испанцам в еврокубках, но одновременно с этим Италия является действующим Чемпионом Европы с рекордной серией без поражений. Крупные турниры невозможно выиграть случайно, тогда почему теперь «Адзурра» ввязалась в постыдный для себя стыковой матч с Северной Македонией, а после наверняка и в тревожный бой с Португалией?
Можно сколько угодно смотреть на вершину айсберга, где расположились последние результаты клубного и международного футбола — только это не даст никаких ответов. Важнее то, что итальянские модели до сих пор не хотят вступать на рельсы более успешных конкурентов, сохраняется перекос к защитной игре. Экономика во многом держится на иностранных инвестициях. В стране заметный перекос в правым партиям. После Пирло у Италии нет настоящей суперзвезды. Молодых гениальных итальянских тренеров мир пока тоже не разглядел. Кажется, будущее Италии окрашено скорее в тёмные тона, как и значительная часть их футбольной истории.
Воскрешение Милана: как итальянский гранд преодолел годы кризиса и включился в борьбу за скудетто
Безнадёга или шанс: как российскому футболу извлечь пользу из международной изоляции
Комментарии 1